Казанская площадь, 1. Ромодановский вокзал. Часть 2.

Казанская площадь, 1. Ромодановский вокзал. Часть 2.

В первоначальных проектах строительство отдельного пассажирского вокзала в Нижнем Новгороде не планировалось. Предполагалось, что после переправы через реку Кудьму железная дорога будет направлена с устройством постоянного моста через Оку на село Доскино. А уже оттуда хотели проложить две ветви: одну в направлении Москвы, а другую – к Нижнему.

Данный проект подразумевал отправку основной доли сельскохозяйственного сырья в Московскую губернию, минуя наш город, чем решительно не устраивал нашего городского главу – Александра Меморского. Он резонно опасался нарушения экономических интересов нижегородцев и потому настаивал на прокладке пути по горному берегу Оки (через Мызу). Не менее важным было и то, что строительство новых пристаней на луговом берегу Оки вылилось бы в гораздо большие затраты, чем их возведение на стороне холмистой. Волжский берег от Стрелки до Сормова был на тот момент уже переполнен пристанями и перегрузочными пунктами с воды на железную дорогу. Не будем также забывать и о предприятиях, расположенных в исторических городских рубежах. Они тоже нуждались в близости железнодорожной станции.

Однако такой подход подразумевал удорожание строительных работ почти на 2,5 (два с половиной) миллиона рублей. Но Александр Михайлович смог решить эту проблему. Во-первых, им были отправлены ходатайства министрам финансов и внутренних дел, чтобы вверенные им ведомства выделили деньги из казны, предназначенные для содержания плашкоутного моста, на строительство постоянного моста через Оку в городской черте. Во-вторых, Меморский ходатайствовал о получении средств перед Министерством путей сообщения, мотивируя его перспективным увеличением грузооборота Московско-Нижегородской железной дороги. Наконец, треть необходимой суммы (800 000 рублей) должно было выделить и городское управление, причём данный расход в дальнейшем должен был быть компенсирован специальным сбором за проход и проезд по мосту.

Вокзал в итоге был построен, а город ещё более укрепил своё экономическое значение. Кроме того, новый стимул к развитию получили южные уездные города Нижегородской губернии: Арзамас, Лукоянов и Ардатов. До того они пребывали в хозяйственном упадке.

Ромодановский вокзал (в Советские годы он назывался Казанским) перестал функционировать лишь зимой 1974 года. Прекращению его работы предшествовало открытие нового – Сартаковского, – моста через Оку в 1961 году и последующее объединение Казанской и Горьковской железных дорог в единую Горьковскую. Однако жизнь здесь продолжалась ещё 13 (тринадцать) лет, но крупные оползни 1973 года оказались столь разрушительны, что железнодорожное полотно, проходившее по кромке Окского косогора, решено было не восстанавливать.

До середины 1990-х в здании располагались различные службы ГЖД. Потом вокзал оказался забыт и заброшен. Однако в новом тысячелетии у него появился новый хозяин – предприниматель Владимир Крупнов, – владелец компании «НоваКард». На собственные средства он восстановил этот комплекс, разместив в нём производство своей организации. И сегодня деловая жизнь вновь бьёт ключом в этих стенах, как и 100 (сто) лет назад!

Источники: 1) Орельская О. В., Петряев С. В. Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье. Нижний Новгород: ООО «Бегемот», 2016.

2) Семилетов В. А. Славина И. В. Ромодановский вокзал. 110 лет истории.

Нижний Новгород: «Кварц», 2014.

Казанская площадь, 1. Ромодановский вокзал. Часть 2.
Создание сайта — Создание, разработка, продвижение, оптимизация, поддержка, раскрутка сайтов