Казанская площадь, 1. Ромодановский вокзал. Часть 1
Самым красивым зданием Черниговской улицы, вне всякого сомнения, является Ромодановский вокзал! Здание строилось уже в XX веке.
Главный фасад большого двухэтажного строения имеет симметричную композицию. Центральная его часть выделена двумя активно выступающими башнями-ризалитами, увенчанными четырёхгранными куполами, завершёнными столбиками со шпилем на вершинах. Они придают зданию запоминающийся силуэт. Слева и справа от ризалитов расположены большие арочные окна, такие же в точности, как и на боковом (речном) фасаде, кстати, тоже симметричном. Ромодановский вокзал строился в 1900 – 1904 годах. К сожалению, на сегодняшний день не известно имя автора его проекта. Известно лишь, что строили его при участии инженера Толмачёва.
О необходимости сооружения железной дороги, способной связать Москву и Нижний Новгород, учёные мужи рассуждали с начала XIX века. «02» августа 1862 года нижегородцы впервые услышали паровозный гудок. Старейший железно-дорожный вокзал был построен на низком, затопляемым в период весеннего половодья, берегу Оки. Близ железной дороги проходило Московское шоссе, а неподалёку от комплекса его зданий располагалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Вскоре наша железнодорожная станция стала крупнейшей в России по обработке товаров и по количеству отправляемого груза и второй (после Москвы) по валовой выручке.
Конец XIX столетия стал периодом особенно бурного развития транспорта в России. Нижний Новгород в эту пору развивался как никогда активно, превращаясь в настоящую деловую и торговую столицу нашей страны. Именно эти условия и явились главными предпосылками к сооружению железной дороги в южном направлении: ведь юг Нижегородской губернии, Мордовия, Рязань и Среднее Поволжье во все времена были богаты хлебом. В 1897 году было решено связать наш губернский центр со станцией Тимирязево (позднее получившей название Ромоданово; нынешний Красный Узел) Рязанско-Казанской линии.
Неподалеку находится отель «Бэйкер-Стрит» (ул. Черниговская, 17А, лит. Б), расположенный в здании бывшей казармы-общежития купца М. Дегтярёва.
Источники:
1) Орельская О. В., Петряев С. В. Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье. Нижний Новгород: ООО «Бегемот», 2016.
2) Семилетов В. А. Славина И. В. Ромодановский вокзал. 110 лет истории. Нижний Новгород: «Кварц», 2014.